Начало нового года на нефтяном рынке ознаменовалось низкими показателями. Еще в январе цены на нефть оказались под давлением продаж, и так продолжалось вплоть до апреля. На данный момент стоимость нейти находятся под мощным влиянием ценовой войны, коронавирусной эпидемии и излишков сырья на рынке.
Спад на нефтяном рынке случился при негативном положении глобальной экономики. Эксперты и так ожидали кризиса в экономике, но прогнозы были только на конец этого года или начало следующего. В итоге, пандемия значительно ускорила эти процессы.
Специалисты говорят о том, что коронавирус вызовет спад в спросе на топливное сырье в мировом соотношении от 10%. И чем хуже будет положение мировой экономики, тем больший спад стоит ожидать.
Ценовая война на рынке
Как же сформировалась такая цена – 20 долларов за баррель? Главный фактор для нефтяного спада – это снижение спроса на нефтяное сырье в связи с пандемией коронавируса. Цены на нефть по состоянию на март упали до 40 долларов за баррель, после чего должны были стабилизироваться. Ожидалось, что участники союза ОПЕК в начале марта устроят собрание, на котором примут решение по мерам для того, чтобы стабилизировать рынок.
Все изменилось в один миг, когда российские власти не приняли условия соглашения. Есть мнение, что президент РФ решил перекрыть добычу сланцевой нефти в Соединенных Штатах, которые не входят в состав ОПЕК и самостоятельно повышают объемы добычи. Но, независимо от причины, это решение вызвало серьезные последствия для рынка, изменив цены и спровоцировав нефтяную войну.
Глава ОПЕК – Саудовская Аравия – решила объявить так называемую войну России. Саудовцы опустили официальные цены, анонсировав скидки на нефтяное сырье. После этого главные участники нефтяного картеля решили поднять производственные объемы на нефть, после чего рынок моментально упал на 25-30%, и цена снизилась до 20 долларов за баррель. По состоянию на 1 апреля, саудовцы увеличили объемы нефтяной добычи до максимальных 12 млн баррелей за сутки.
Кто пострадал больше
Сегодняшний кризис на рынке нефти не схож с кризисом 2014 года, из-за которого подписали договор об ограничении нефтяной добычи. То, что сегодня мы наблюдаем перенасыщение на рынке, еще сильнее влияет на рыночное положение в связи с катастрофически низким спросом из-за коронавируса. Если такая ситуация продолжится, Россия, США и Саудовская Аравия не продержат ситуацию под контролем надолго. К примеру, экспортные цены на нефть марки Urals негативные, и это не очень хорошо для российской стороны, где сейчас критически низкие показатели экономики в связи со снижением цен.
Саудовская Аравия также находится в сложной ситуации. Объемы добычи увеличиваются, при этом сырье не покупают. Танкеры покидают порты, но не выходят из нейтральных вод, поскольку не имеют направления.
По данным специалистов из Bloomberg, саудовцы имеют запасной план о продаже части ценных бумаг нефтяного предприятия Saudi Aramco.
В этом положении очень пострадали нефтедобывающие предприятия из США, они близки к объявлению себя банкротами. К примеру, Writing Petroleum на прошлой неделе обратилась к кредиторам с предложением произвести конвертацию долга в 97% ценных бумаг. Получается, что компания – практически банкрот. Можем ожидать в дальнейшем несколько таких объявлений.
Роль американского президента
В последние пару дней рынок нефти оживает. Все из-за Дональда Трампа. Глава США объявил о начале переговоров Саудовской Аравии и России. Он заявил, что главы стран провели переговоры, в ходе которых решили с обеих сторон снизить добычу нефти на 10-15 млн баррелей.
По сообщению Трампа, глобальный нефтяной рынок терпит крах, и данная ситуация не будет выгодной ни российской стороне, ни саудовцам.
Слова американского главы не получили подтверждения, администрация Путина уточнила, что не вела переговоры с аравийскими властями. К тому времени, нефтяные цены сильно снизились, и даже неподтвержденная информация смогла повысить цены.
Почему глава Белого дома сказал неправдивую информацию? Трамп известен своими провокационными высказываниями, его слова часто провоцировали рыночные изменения.
Очевидно, он хотел поддержать отрасль в своей стране, которая снижается. Нефтяное лобби влияет на президента, ожидая финансовой поддержки, а также вынуждая Трампа ввести санкции против саудовцев и россиян.
Дело в том, что если слова американского президента возымеют свое действие, США получат хорошую нефтяную цену и отсутствие необходимости в сокращении добычи, в то время как другим государствам это нужно будет сделать.
А что саудовцы…
По состоянию на 2 апреля, Саудовская Аравия выразила необходимость срочного собрания членов ОПЕК и государств, которые занимаются нефтедобычей, чтобы вместе решить, как стабилизировать рынок. Такие высказывания немало повлияли на настроения участников рынка, и это понятно, ведь две недели назад саудовцы не планировали делать никаких заявлений по договору.
Переговоры для саудовской стороны означают сдаться, поскольку у них был другой вектор развития ситуации. Они хотели, чтобы Россия обратилась за помощью, а в итоге сами вынуждены идти на уступки.
Нефтяные экспортеры должны были встретиться 6 апреля через видеосвязь. Но неожиданно изменили дату на 9 апреля в связи с тем, что Россия и Саудовская Аравия не могут решить, кто же главный виновник в рыночном спаде. Эксперты ждут, что ОПЕК обсудит содержание нового соглашения.
Встреча ОПЕК+: чего стоит ждать
По ожиданиям, нефтяные добытчики решат не повышать производственные объемы, даже возвратившись к квотам за начало этого года и снизить объемы на 2 млн баррелей, предложенных в марте Саудовской Аравией.
На данный момент играет роль не столько снижение, сколько нормализация на рынке. Вкладчиков должно успокоить, когда страны ОПЕК соберутся снова и смогут достичь согласия в борьбе с трудностями на рынке нефти.
Результат не будет быстрым, так как участники рынка знают, что подъема стоит ждать не после того, как будет подписан новый договор, а после победы над пандемией. По словам экспертов, Европа будет дольше восстанавливаться после коронавируса, нежели Китай.
При достижении договоренности (что, скорее всего, будет), рынок нефти увеличится до 35 долларов за баррель. Мы думаем, что на время сохранится именно такой показатель.
Ориентируясь на позитивные прогнозы, отмечается, что жители Еврозоны только к июню преодолеют коронавирус, и это сможет увеличить спросы на нефть. Во втором квартале 2020 не будет роста, а в третьем-четвертом ожидается восстановление нефтяных фьючерсов.
Тогда уже можно будет внедрять квоты на нефтяную добычу, ориентируясь на экономические данные, которые зафиксируются на тот момент.
Какая ситуация на рынке
Впервые за этот год рынок показал хоть какие-то позитивные данные, подняв нефть на более высокие показатели. По состоянию на март, цены на нефть зафиксировались на показателе в 20 долларов за баррель, специалисты ожидали спада до 15 или даже 10 долларов за баррель. На данный момент, цены уверенно растут, и их уровень поддерживает ожидание окончания ценовой войны и укрепления рынка в целом.
Если участникам ОПЕК удастся прийти к согласию, укрепление будет продолжаться. На текущий момент, цены дошли до показателя в 30 долларов, и если получится достичь соглашения ОПЕК, цены могут дойти до 35, или даже 38 долларов за баррель. При этом, на максимальных отметках активу долго не быть, ожидается, что он зафиксирует показатель 30-35 долларов до тех пор, пока не завершится пандемия.
В заключение можно сказать, что будущая встреча членов ОПЕК не принесет слишком многого. От того, стабилизируется ли рынок, зависит скорость победы над вирусом. Глобальная экономика страдает от карантина, новый договор ОПЕК сможет только смягчить ситуацию, но цены в 60 долларов за баррель не стоит ждать в ближайшее время точно. Ситуация восстановится не скоро: по прогнозам, это произойдет не в этом году и не в начале следующего.
.
Ричард Бах