Количественное смягчение — это фраза, которую в настоящее время центральные банки используют для обозначения расширения денежной массы. Количественное смягчение относится к различным способам и средствам, используемым центральным банком для вливания большего количества денег в экономику. QE обычно считается «крайней мерой», когда стандартные инструменты смягчения политики (снижение краткосрочных ставок, перспективные рекомендации по политике) больше не могут облегчить финансовые условия для достижения цели центрального банка (двойной мандат ФРС, мандат ЕЦБ по стабильности цен и т. д.). Давайте разберемся вместе, что такое количественное смягчение, насколько оно важно и как к нему относятся люди.
Суть QE
Идея здесь состоит в том, чтобы снизить арендную плату за деньги (процентную ставку), сделав больше денег доступными для банков. Надеюсь, банки будут использовать эти деньги для предоставления новых кредитов потребителям и компаниям. Цель — экономическое стимулирование. Альтернативой количественному смягчению является экспансионистская фискальная политика, при которой правительство напрямую тратит больше денег. Из этих двух налогово-бюджетная политика более эффективна, потому что деньги фактически тратятся. С QE мы должны надеяться, что люди и фирмы действительно захотят брать больше. Иногда они не хотят брать больше займов, опасаясь, что депрессивные экономические условия сохранятся.
Многие люди правильно рассматривают количественное смягчение как продолжение финансовой помощи банкам, которая требует огромных затрат для всей экономики. Одно дело — попытаться «поправить корабль», выручив сразу несколько банков, но количественное смягчение пытается выручить все банки страны.
Весь смысл количественного смягчения состоит в том, чтобы покупать рискованные активы у неплатежеспособных банков, чтобы поднять цены и сохранить их бизнес. Правительство приобретает рискованные ипотечные активы, банковские долги и казначейские обязательства в рамках программы количественного смягчения.
Первое количественное смягчение произошло в Японии примерно в 2001 году, когда дефляция и застой в экономике стали проблематичными. Банк Японии придумал эту фразу. Даже сейчас Центральный банк Банка Японии проводит масштабное количественное смягчение по сей день, но его экономика продолжает отставать от других стран.
В США это делает центральный банк ФРС, который будет покупать уже выпущенные, а не новые государственные облигации США (которые не являются деньгами) на открытом рынке за наличные (которые, конечно же, являются деньгами). Этот процесс увеличивает предложение денег на сумму купленных облигаций. Обмен безналичных активов на наличные. ФРС хранит эти купленные облигации на своем системном счете на открытом рынке (SOMA), где они позже продаются обратно или просто имеют право погашаться. На данный момент SOMA составляет 3,7 трлн долларов, что свидетельствует о том, что денежная масса увеличилась на ту же сумму.
Таким образом, США склонны полагаться на финансово-кредитную политику (то есть количественное смягчение) для экономического стимулирования. Финансово-кредитная политика в США проводится Комитетом по открытым рынкам ФРС. FOMC не избран, и поэтому (надеюсь) невосприимчив к политическому влиянию.
Есть мнение, что название «количественное смягчение» — это приятная небольшая маркетинговая фраза, которая заставляет общественность поверить в то, что программа одновременно сложна (количественная) и деликатна (easing). На самом деле печатание валюты и скачок цен на активы нужны для того, чтобы банки могли получать прибыль.
Каковы преимущества и недостатки количественного смягчения?
Очевидным преимуществом QE является то, что оно делает рынки счастливыми и позволяет проблемным банкам немного дольше оставаться на плаву. Особенно если они используют дешевые деньги для покупки облигаций. В последнее время плохие экономические новости даже иногда вызывают рост рынков, поскольку они считают, что ухудшение состояния экономики США или ЕС заставит центральные банки снова бросить дешевые деньги. Всегда есть надежда, что, хотя центральные банки не любят количественное смягчение, они видят в нем способ сохранить отношения до ожидаемого восстановления.
Недостатков QE много:
Инфляция. Хотя в настоящее время инфляция в США может показаться умеренной, отчасти это связано с тем, что базовый ИПЦ, который используется для ее измерения, не включает цены на продукты питания и энергоносители. Включение цен на нефть и продукты питания, вероятно, вызовет некоторое недовольство … Слабые экономические условия также будут удерживать инфляцию на низком или отрицательном уровне. Однако это просто означает, что в случае восстановления инфляция резко возрастет. Возможно, вы слышали о том, как банки и компании сидят на огромных грудах резервов. Как вы думаете, что произойдет, когда корпорации начнут массово тратить их? Конечно, тот факт, что деньги накапливаются таким образом, предполагает, что они используются не по прямому назначению, то есть для кредитования потребителей.
Процентные ставки: низкие процентные ставки могут быть хорошими, если они исходят из высокой базы. Однако до кризиса у нас были довольно низкие процентные ставки. Приведение их к нулю, чтобы стимулировать рост долгов, вряд ли будет очень эффективным (и не было). Однако настоящая трагедия для расчетливых людей со сбережениями, которые рассчитывают на фиксированный доход. Они часто застревают на отрицательном реальном проценте (проценты — инфляция), который нравится банкам. Многие говорят, что это означает крупный перевод богатства.
Пинаем чашу: количественное смягчение не решает никаких основных проблем кризиса, оно просто откладывает проблемы на потом, пока они нарастают в фоновом режиме. Можно было бы утверждать, что, выиграв время, страна могла бы разработать стратегии для устранения кризиса и его причин, но давайте посмотрим правде в глаза, этого никогда не происходит. Игнорируя тот факт, что попытки исправить кризис, вызванный легким кредитованием и чрезмерным долгом, с помощью еще большего количества того же безумия, политики сегодня отворачиваются от необходимой политики в тот момент, когда наступает ослабление кризиса. Таким образом, в долгосрочной перспективе экономики просто настроены на более серьезное падение. Тот факт, что рынки и банки в конечном итоге полагаются на большее количественное смягчение, чтобы оставаться счастливыми, означает, что восстановления не происходит, а моральный риск возрастает.
Что касается того, что инфляция лучше, чем безработица, я бы не стал так быстро принимать чью-то сторону. В краткосрочной перспективе это может быть лучше, но если печать выйдет из-под контроля, гиперинфляция может уничтожить сбережения всех, что в таком случае намного хуже, чем даже 20% безработица. Кроме того, если цены на сырьевые товары вырастут, предприятия окажутся под давлением, что также может привести к потере рабочих мест. Помните, что федеральная процентная ставка в США фактически равна нулю, поэтому те, у кого есть непогашенный кредит, не принесут дополнительных выгод.
Почему людям не нравится количественное смягчение?
После анализа всех недостаток становится понятно, что количественное смягчение — это тщетная попытка исправить экономику страны, накопившей невероятный долг. Печатание большего количества денег, увеличивающее расходы, вместо выплаты долга (отбрасывание консервной банки) просто ухудшает положение, неизбежно ослабляя стоимость американского доллара как текущей мировой стандартной валюты.
Когда другие страны понимают, что стоимость доллара США и облигаций, которые они держат в этой валюте, обесцениваются, они стремятся избавиться от своих долларов США и облигаций, инвестируя альтернативные пути. Они также будут стремиться обходить платежи за товары в долларах США с другими странами путем заключения торговых соглашений либо в валютах друг друга, либо путем бартера.
QE обречено на провал, потому что даже самое маленькое сокращение не избавляет от проблемы (хотя оно помогает обезболить настроения фондового рынка в условиях пузыря). Полный отказ от QE просто разрушит рыночный пузырь и приведет к финансовой катастрофе.
Наконец, что, вероятно, больше всего раздражает людей, так это то, что люди, получающие прибыль от QE, — это не граждане вашего среднего и низшего класса (где безработица продолжает расти, несмотря на фальсификации правительственных данных), а, как мы уже упоминали, банковская элита и клановые капиталисты, чьи казны переполнены новыми напечатанные доллары.
Заключение
Итак, количественное смягчение, известное как крупномасштабная покупка активов, представляющее собой экспансионистскую финансово-кредитную политику. В таком случае центробанк покупает заранее определенные суммы государственных облигаций или других финансовых активов для стимулирования экономики и увеличения ликвидности.
Для реализации количественного смягчения центробанки наращивают денежную массу, путем покупки или продавая государственные облигации и др. ценные бумаги. Такое увеличение предложения денег аналогично увеличению предложения любого другого актива — оно снижает ценность денег.
В случае, когда количественное смягчение само по себе неэффективно, можно использовать фискальную политику (государственные расходы) для увеличения денежной массы в будущем и стимулирования роста.